Первый принцип заключается в понимании культурного наследия как историко-культурной среды.
А именно как неизбежно возникающей взаимной связи между людьми, территорией и временем.
Принцип 1. Историко-культурная среда принадлежит всем и каждому
1.1. Историко-культурная среда состоит, с одной стороны, из уникальных свидетельств о чувствах, знаниях, убеждениях, традициях, ранее живших поколений людей, с другой стороны, из реакции на них ныне живущих людей.
"Исторические формы открытия сознания или, скажем так, формы, в которых человек приходит в себя, обретает неповторимое лицо, обращенное к другим сущим и возможным лицам, - эти формы суть средоточия культур как общезначимых и уникальных опытов бытия человеком".

Источник: А.В. Ахутин Открытие сознания с.6 // Человек и культура : Индивидуальность в истории культуры : [Сб. ст.] / АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры; Отв. ред. А. Я. Гуревич - М. : Наука, 1990. - 238 с.
1.2. Историко-культурная среда является источником осмысленности и особенности жизни людей на определенной территории.
"Всё проходит, но всё остаётся. Это моё самое заветное ощущение, что ничего не уходит совсем, ничего не пропадает, а где-то и как-то хранится. Ценность пребывает, хотя мы и перестаём воспринимать её. И подвиги, хотя бы о них все забыли, пребывают как-то и дают свои плоды. Вот поэтому-то, хоть и жаль прошлого, но есть живое ощущение его вечности. С ним не навеки распрощался, а лишь временно. Без этого жизнь стала бы бессмысленной и пустою".

Источник: Павел Флоренский "Все думы— о вас. Письма семье из лагерей и тюрем 1933–1937 гг."
Памяти мужа - Зуева Юрия Александровича.
Сегодня у него - День рождения.
" Ты, Господи Владыко всяческих, благословил еси сочетати мя со единем из рабов Твоих, во ежи быти нам едино тело и един дух...Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину... Господи,по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его"- молю я после ухода мужа Христа Иисуса, Господа и Вседержителя.
Жизнь течет постоянно, это свойство, перенятое у времени. Уход из неё разный: случайный, внезапный, степенный...всегда, уготовано-именной.
Пусть хоть бумага сохранит фрагменты времени, когда Бог "благословил двоих быть единым телом и духом".
Общая жизнь началась просто - погас свет в общежитии МАИ в 1961 году. В красном уголке самолетного корпуса были танцы. Мы вышли в общий, темный и длинный, во весь третий этаж, коридор, где в 35 комнате жил дипломник Юра. Он тоже вышел из комнаты и увидел девушку в белой нейлоновой кофточке. Не знаю- заметил ли он, что кофточка была необыкновенная- мягкий белый трикотаж впереди украшали складочки из прозрачного нейлона в 4 ряда с каждой стороны от пуговок со светящимися макушечками... а на складочках красовались цветочки с серединками из таких же пуговок, а рукава были прозрачными... Не думаю, что Юра смог бы рассказать о красоте моей кофточки, но... достоверно то, что он, никогда не замеченный до того вечера танцующим, явился в красный уголок в самом красивом (распроединственном) костюме- черном! Пригласил козерожку ("козерогами" в МАИ называли младшекурсников) Олю на вальс, не умея танцевать, нашел выход- стал кружить, приподняв, весь танец. Потом опустил на то место...откуда взял и больше не отходил, держа за руку. Защиту диплома перенес на более поздний срок. Осадное положение,
"Я тебя люблю", Грибоедовский Дворец Бракосочетания ( только что открытый!), свадьба в Великий Пост без венчания и 56 лет совместной жизни. Всякий раз на слова жены: "Я тебе не мешаю?" звучало: "Ты, лапушка, мне никогда не мешаешь."
Жизнь степенно уходила из его мощного тела Мастера Спорта СССР: он больше лежал, стал хуже слышать и видеть...дрёма держала голову на подушке.
- Что ж ты всё суетишься и бегаешь...сиди рядом...я боюсь тебя забыть.
- Что ж ты всё суетишься и бегаешь...сиди рядом...я боюсь тебя забыть.

Ради "красного словца" употребляют у нас выражение "связаны с Родиной пуповиной". Горожанам, родившимся в палатах роддома, когда вдумываться - где их пуповина... Юра родился 15 мая 1938 года в пятистенке - крестьянском доме СЕЛА Рюховское, что в Волоколамском районе Московской области. Его пуповину закопали в земле у дома. Только жители русской глубинки, еще и родившиеся в первой половине ХХ века, так щепетильно относятся к месту рождения.
- Я родился не в деревне...деревня, когда нет церкви, а у нас была церковь, поэтому и название - СЕЛО РЮХОВСКОЕ!- подробно и гордо объяснял он.
Отец - Зуев Александр Ильич был лесничим, мать вела дом.
- Не лесником, тот сторож, объездчик... Папа был специалистом, получившим образование в Ораниенбаумском Лесном Техникуме в 1921 году - таких специалистов было мало. Отец следил - как вывозят лес, какими остаются вырубки... избави Бог бросить отрубленные ветки! Готовил семена сам и нас заставлял. Целые мешки продували: пересыпаешь с ладони на ладонь и дуешь! Мама, старший брат Володя и я- всех отец заставлял работать на питомниках - пропалывали всходы и саженцы.
Восьмилетку закончил в родном селе, а потом учился в привокзальной школе. Это в восьми км. от села. Автобусов не было. Ходили с другом Башлачем пешком, на лыжах, иногда цеплялись за грузовики. Уже в школе участвуя в соревнованиях получил первый разряд по лыжам.
В МАИ первый год не прошел по конкурсу.

И не было ни одного послевоенного года в жизни Юрия Александровича Зуева, ведущего конструктора РКК "Энергия", когда бы он не ел своей, посаженной и выращенной на своем огороде, картошки. Даже последней весной 2018 года, когда наваливались боли и температурными скачками от 39 до 35, когда невмоготу стало участвовать в "Морском старте", обеспечивая работы по этой международной космической программе, он выходил пахать и сажать картофель.
Так человеком руководит память рода...Юра часто вспоминал, как колхозницы пахали на себе на крутых склонах родного села.

Слышавшая эти воспоминания, Марина Гах записала их стихами:
Я был мальцом, но из военных мук
Пронзило душу, до сих пор болит,
Как мамам с бабами тяжелый тащит плуг,
И пашет землю дядька инвалид.
Косынки сбились, шеи напряглись,
И выступили жилы на лице,
И я стою, и постигаю жизнь...
Народной памяти глухая целина,
И тянет скорби плуг по ней война,
А вольный ветер сеет семена...

В семье Зуевых - все долгими вечерами дули на семена, перекидывая их с ладони на ладонь - очищая для посева- отец Александр Ильич был лесничим...
- Не лесником, тот сторож, объездчик... Папа был специалистом, получившим образование в Ораниенбаумском Лесном Техникуме. 1921 год- таких специалистов было мало. Отец следил-как вывозят лес, какими остаются вырубки... избави Бог бросить отделенные ветки! Готовил семена сам и нас заставлял. Мы всей семьей работали в питомниках-пропалывали всходы и саженцы.
Любим употребить выражение , мол, "связаны с Родиной пуповиной". Горожане, родившиеся в палатах роддома, когда нам вдумываться-где же наша пуповина... Юра родился в пятистенке - крестьянском доме СЕЛА Рюховское. Его пуповину закопали в земле у дома. Только жители русской глубинки , еще и родившиеся в первой половине ХХ века, так щепетильно относятся к месту рождения.
- Я родился не в деревне...деревня, когда нет церкви, а у нас была церковь, поэтому и название - СЕЛО РЮХОВСКОЕ! - подробно и гордо объяснял он.

Так ныне выглядит село Рюховское...Вот электрический столб недалеко от левого угла родительского участка, тропинка от автобусной остановки ведет к калитке. Летом сделано фото, весной перед домом - почти рощица белой сирени.
Первое упоминание о селе найдено в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты: " А се даю сыну своему Ивану: Звенигород, Кремичну, Рузу... село Рюховъское, село Каменичьское, село Рузьское..." Речь идет о будущем великом князе Иване II Красном. Время написания духовной грамоты приблизительно 1328(1336, 1339?) год.
Не нравилось мне звукосочетания в названии. Р...ЮЮЮ ..х.
Интересна версия о происхождении названия села: местные краеведы и поэт Александр Ивушкин считают, что в нем память о катках-"рюхах" - обтесанных стволах деревьев, используемых в качестве катков при волоке. Волоколамск рядом.

То — Рюховское!
топориный стук
к нам донесет, вытесывая рюхи
под волнорезы лодок остробрюхих,
чтоб не чертили землю, словно плуг.
Чтобы по рюхам этаким могли
ладьи катиться словно на телеге,
до той поры, пока седые снеги
не упадут на волоки земли...

Наиболее полное и разнообразное толкование слова "рюха"дано в Этимологическом словаре русского языка Макса Фасмера: "рюха" - свинья; рюхать-хрюкать, "рюх-рюх!"-междометие, служащее для подзывания свиней. "Рюха", "рюшка" - значение "чурка при игре в городки" ( так называют и игру в городки).
Занятна связь "рюхи" со словами "рыть", "копать"и "засада", "рютить"-близко к выражению "попал в рюху", то есть "попал в беду", стал объектом для битья. А ведь и на картах Шуберта название несколько иное - Рыховское. За долгий исторический срок всё это случалось с жителями Рюховского.
Этот населенный пункт знаменит высотой горы, а раньше на ней высился Храм. Церковь Троицы Живоначальной с престолом Тихвинской иконы Божией Матери закрыли в лихие 30. До основанья разрушили стены в 1974-75. Формально теперь Рюховское не село, а деревня, сейчас проще - населенный пункт. От высоченной колокольни, спроектированной архитектором С.И. Бородиным ничего не осталось.

Благо - спрямили дорогу, но уложили новое полотно по земляному валу, который разделял пруды, где били ключи, о которых вспоминают старожилы. Дорожники старательно уплотняли полотно, вода некоторое время упорствовала, сочилась, но техника оказалась сильнее. Меньший пруд, оставшийся без подпитки, пересох. Пруды в Рюховском - место , куда "прятали"- забрасывали в воду, многочисленные снаряды и мины, оставшиеся после кровопролитных боев 1941 года. Мальчишки в послевоенные годы часто разбирали снаряды и мины, гибли от взрывов. Из класса шестеро подорвались, разбирая снаряды. Юра гордился, что успел втихомолку забросить в воду бомбочку, принесенную старшим братом. Дно прудов для жителей казалось самым надежным местом для хранения всех опасных находок. В начале 21 века, когда стал мелеть маленький пруд, Сосед Володя с Юрой соорудили мостки, чтоб поставить насос ближе к середине. В месте установки насоса решили сделать углубление...и тут же наткнулись на артиллеристский снаряд. Вызвали специалистов, спрятав снаряд под куст. Специалисты приехали на следующий день, а я всё это время следила, чтоб никто не догадался залезть в те кусты. Приехали два парня в гражданской одежде, вздыхая от предстоящей опасной операции (не оставлять же снаряд пока прибудут подрывники, дети бегают, дорога рядом, дома), решили сами отвезти его. Так и повезли - один за рулем, второй сидя зажал- "застраховал" снаряд ступнями ног. Обошлось.
Хорошо бы углубить пруды, очистить их, чтоб и рыбкам, и ондатрам , и купающимся было место, но... много там "подарков".
Теперь маленький пруд пересох, зарастает кустами.
Родители, леса, поля, снаряды, картошка- не вся история жизни, была в ней и космонавтика, спорт и семья - всё было за годы жизни на этой родной Рюховской Высоте. Маленький Рай...с яблонями, лианами и шутками.

Источник: сообщение Ольги Зуевой в фейсбуке 15 мая 2020 г.
Свидетель гибели Гумилёва (чекист) : "Да... Этот ваш Гумилёв - нам, большевикам, это смешно. Но, знаете, шикарно умер. Я слышал из первых рук. Улыбался, докурил папиросу... Фанфаронство, конечно. Но даже на ребят из Особого отдела произвёл впечатление. Пустое молодечество, но всё-таки крепкий тип. Мало кто так умирает. Что ж, свалял дурака. Не лез бы в контру, шёл бы к нам, сделал бы большую карьеру. Нам такие люди нужны..."
В ЧК он держался мужественно, на вопрос конвоира, есть ли в камере поэт Гумилёв, ответил:
- Здесь нет поэта Гумилёва, здесь есть офицер Гумилёв.
На стене камеры Кронштадской крепости, где последнюю ночь перед расстрелом провёл Гумилёв, были обнаружены нацарапанные стихи.
В час вечерний, в час заката
Каравеллою крылатой
Проплывает Петроград...
И горит на рдяном диске
Ангел твой на обелиске,
Словно солнца младший брат.
Я не трушу, я спокоен,
Я - поэт, моряк и воин,
Не поддамся палачу.
Пусть клеймит клеймом позорным -
Знаю, сгустком крови черным
За свободу я плачу.
Но за стих и за отвагу,
За сонеты и за шпагу -
Знаю - город гордый мой
В час вечерний, в час заката
Каравеллою крылатой
Отвезет меня домой.

1.3. Каждое поколение использует историко-культурную среду таким образом, чтобы не ставить под угрозу способность будущих поколений делать то же самое.
Мы не наследуем землю от наших предков, мы берём её взаймы у наших детей.

Источник: Антуан де Сент-Экзюпери
1.4. Историко-культурная среда, лишенная социальной и экономической ценности, деградирует и гибнет.
"Подобную несентиментальность лагерных старожилов можно считать закономерным проявлением обесценивания в их глазах всего, что не приносит чисто практической пользы, не помогает выжить. Все остальное, безусловно, казалось заключенному излишней роскошью. Отмирали все духовные запросы, все высокие интересы".

Источник: Виктор Франкл "Сказать жизни "Да": психолог в концлагере". - Москва, 2007.
1.5. Историко-культурная среда непрерывно изменяется.